Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

ОРЕДЕЖ ОТ СИВЕРСКОГО ДО ВЫРИЦЫ

Июнь, 2020

Все реки текут

В последние месяцы, изучая озёра и реки Ленинградской области, я не раз натыкался на Оредеж, небольшую речушку с красными берегами. А недавно коллега по работе рассказала, как сплавлялась по этой необычной реке с коммерческой группой.

Оставив карты бассейна реки Вуокса, ведь в любом случае это будет основным нашим направлением для водных походов, и используя материалы компаний организующих походы по Оредеж, я подготовил отрезок этой реки от посёлка Сиверского до посёлка Вырицы. Учитывая полученную информацию из предыдущего похода, рассчитал примерную скорость на прохождение маршрута и получил такие данные. Если всё пойдёт без «сюрпризов», то мы пройдём 21 км за 4-5 часов.

Осталось самое сложное — организовать «заброску» или «выброску» в один из посёлков. Но, как оказалось, в них обоих есть собственные службы такси и, позвонив им прямо на месте, можно без проблем уехать или в Сиверский или в Вырицу.

Байдарка в рюкзаке

Сборка байдарки

Старт на реке Оредеж

Ранним воскресным утром мы выехали на автомобиле в посёлок Вырица — это была точка финиша. Отсюда вызвали такси и вскоре были в посёлке Сиверский — в точке старта. Мы перешли реку по заброшенной ГЭС и вышли к месту, где было удобно спуститься на воду. За тридцать минут собрали и загрузили байдарку и в 09:40 отплыли.

Красные берега этой реки я видел на многочисленных фотографиях в сети интернет, но когда они предстали перед нами в нескольких метрах от нас, то никакие фотографии уже не шли им в сравнение. С воды они выглядели ещё более завораживающими.

Разрезы Девонского периода

У красных берегов

В течении реки

Как только мы отплыли, сразу же почувствовали разницу речной воды от озёрной. Оказывается река течёт! Можно было вообще не грести вёслами, а только сидеть и смотреть по сторонам, лишь изредка подправляя курс. Замеры скорости течения по навигатору показали, что река движется со скоростью 2 - 4 км/ч.

Обжитые берега

Река из травы

У песчаных навесов

Песчаные гроты

Песок, вода и трава

Миллионы лет в разрезе

Контрасты реки

Зелёные берега

Мы без проблем преодолели первых 2.5 км и высадились на песчаном берегу, чтобы размять ноги. Виды с берега были такими же потрясающими — Оредеж издавна притягивала ценителей русской природы. На её берегах находится множество ныне заброшенных особняков, усадеб аристократических особ и современных частных домиков, которые никак не мешают созерцанию своим присутствием.

Отдых на реке

В местном пейзаже

Река Оредеж очень разнообразна по своему ландшафту: то отвесные берега из красного песчаника, то пологие пляжи, то заливные луга, а то густой угрюмый хвойный или смешанный лес, продолжающийся на протяжении километра. На этом отрезке было несколько небольших завалов, но все они проходились без особых проблем.

Угрюмый хвойный лес

Мост через реки травы

Топяной хвощ

На 7-м километре нас ждал короткий, не более ста метров, «обнос» очередной заброшенной ГЭС. Их на реке великое множество, только на нашем участке мы повстречали две — наследие советской эпохи «газоэлектрификации» всей страны. Сейчас обе эти станции не работают и представляют из себя лишь «индустриальные достопримечательности».

Высадка возле ГЭС

Обнос Белогорской ГЭС

Водопады Белогорской ГЭС

Зелёная река

Выбранный мной для сплава отрезок реки не представляет никакой сложности для опытных «водников», для нас же здесь всё было в первый раз и та шивера, которая сильно шумела и была видна издали, немного пугала.

Впереди шивера

Мы без проблем проскочили первую шиверу и в конце 10-го километра маршрута решили подкрепиться. Причалили к берегу в красивом залитом утренним солнцем местечке и отобедали консервами с лососем и фасолью.

Солнечная лагуна

Обед на реке Оредеж

Вскоре мы снова вошли в густой смешанный лес, где завалов на реке стало значительно больше. Но все они без труда проходились и представляли опасность лишь для глаз и рук.

Завалы на реке

В 12:25 на 12-м километре пути у нас случилась авария — мы сели на камень очередной шиверы. Первым делом мы решили соскочить раскачивая байдарку — не получилось. От этого нас стало лишь разворачивать на коряги, которые, кстати, мы и пытались обойти изначально, не заметив «стоячую волну» под которой оказался острый камень.

Авария — сели на камень

Когда же нас развернуло и наклонило, стало ясно, где находится камень который нас держит. Он упёрся в центр баллона справа посередине и надёжно «заякорил» байдарку. Теперь, зная место, где нас держит камень, нужно было приложить противодействующее ему усилие. Втыкая весло в дно, я выровнял лодку прямо по курсу и затем, как ужаленный, стал грести веслом по правому борту — лодка тронулась! Ещё десяток мощных гребков и злополучный камень показался снаружи. Он торчал примерно на 20 сантиметров над водой, прикрываясь толстой шапкой из воды. Как можно было не заметить такое внушительное препятствие — до сих пор ума не приложу! Отсутствие опыта у нашей команды в полной мере ощутила на себе наша «Хатанга-3 Travel», но стойко вынесла это испытание.

Борьба на шивере

Очередная шивера

Мои руки «забились» молочной кислотой и слегка тряслись, но следующая шивера, после той, на которой мы провисели почти 10 минут, уже была не страшна.

В конце 15-го километра мы решили основательно отдохнуть перед финальным рывком и распластались на зелёной травке высокого берега. Мимо нас проплыла многочисленная коммерческая группа на Сап-сёрфах, по которым я определил, что дальше вода будет только спокойной.

Спокойные воды реки

Рывок к финишу

Времени у нас было предостаточно. Мы шли не спеша и вскоре догнали и обогнали группу «саперов». Спасибо инструкторам, которые мгновенно организовали обгон, прижав своих подопечных к правому берегу. Я и представить не мог, что на «Сапах» можно ходить по рекам, но когда мы причалили к финишной точке нашего маршрута, то я понял, что этот незамысловатый вид пляжного судна, очень популярного в Европе, набирает нереальные обороты в нашей стране.

Утром я оставил автомобиль неподалёку от финишной точки маршрута и прогулялся к тихому безлюдному берегу, куда нам предстояло приплыть, но сейчас здесь творилось какое-то безумие. Чтобы пронести байдарку и найти свободное место, нам пришлось лавировать между десятков разбросанных по всему берегу «Сапов» и толп снующих повсюду людей из коммерческих групп. А вот байдарок на всём маршруте я насчитал только три. Две из них были уже на берегу, а третья пришла вслед за нами. По моим соображениям, все они вернулись из многодневных сплавов.

В заводях у Вырицы

Детали и выводы

Участок реки Оредеж от посёлка Сиверский до посёлка Вырицы составил чуть более 21 километра. В спокойном темпе с тремя высадками для отдыха и обеда, учитывая обнос и борьбу на шивере, мы прошли его менее чем за 5 часов. Этот отрезок реки можно считать очень простым и невероятно разнообразным по ландшафту.

Карта пройденного пути по реке Оредеж

Основная трудность этого пути состоит из «обноса» Белогорской ГЭС, но с ним справляется даже нетренированная девушка. Наша байдарка «Хатанга-3 Travel» весит 24 килограмма, короткими перебежками мы преодолели это несложное препятствие менее чем за 10 минут.

Аварию на второй шивере, можно смело отнести к недостатку опыта нашей команды и к невнимательности, как со стороны матроса, так и капитана. Байдарка же показала себя в этой ситуации очень достойно, страха того, что лодка перевернётся или даст течь у нас не было. Нервозность создавалась только ситуацией, которая происходила с нами впервые. Мы получили первый опыт на шиверах, а лодка получила первые неопасные травмы. Многочисленные царапины на усиленном дне, выявленные при осмотре на берегу, принесли больше боли не самой байдарке, а её обладателю.

Оредеж на этом участке пути я могу рекомендовать для первых самостоятельных однодневных сплавов, а так же в комбинации с верхним и нижним участками для многодневных походов по воде. Трудность здесь представляется лишь в «заброске» или «выброске» для тех, кто едет на автомобиле и в выборе железнодорожных станций для тех, кто едет поездом, а так же «обносы» нескольких ГЭС. Опасных для жизни и здоровья порогов и шивер здесь нет, а вот красот русской природы предостаточно.

Планируя этот маршрут, я опасался присутствия большого количества людей и автомобилей на берегах реки в первой его части, так как на карте он весь облеплен населёнными пунктами, но этого не случилось, хотя мы сплавлялись в выходной день. Аккуратные домики и немногочисленные рыбаки прекрасно дополняли местные пейзажи.

В моих планах вернуться сюда ещё раз. По моему мнению, этот отрезок водного пути, прекрасного в летний период, предстанет перед путешественником в совершенно ином обличье и заиграет новыми красками «золотой осенью». До встречи, Оредеж!