Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка
Первый выход на большую воду

ПЕРВЫЙ ВЫХОД НА БОЛЬШУЮ ВОДУ
ПОХОД ЧЕРЕЗ ЛОПАСТНОЙ ЗАЛИВ К БЕЛИЧЕЙ ПРОТОКЕ

Июнь, 2020

Большая вода

Изначально это путешествие имело другие цели. Мы хотели приехать на базу отдыха «Михайловская», утром «заброситься» в село Васильево, сплавиться по Беличей протоке, пройти Лопастной залив и причалить обратно к базе. Весь маршрут составлял 18 км. Казалось бы, всё довольно просто, но в этом уравнении было несколько «неизвестных».

Учитывая то, что мы неопытная команда, ни разу не ходившая по большой воде, не знающая своих реальных сил и моральных возможностей, то получалось, что нам не известно сколько времени потребуется на прохождение этого маршрута. Ко всему прочему, прогноз погоды на эти дни был неустойчивый с предстоящими дождями и ветром. В итоге мы решили отказаться от «заброски» и сделать разведывательную вылазку по Лопастному заливу в сторону устья реки Беличья протока.

Сборка Хатанги-3 Travel

По прогнозу на субботу с 4 часов утра и до 13 часов дня было без осадков и относительно безветренно, после — слабый дождь и ветер от 3 до 6 м/с. Этим просветом мы и решили воспользоваться. Встали пораньше, позавтракали, без проблем собрали байдарку и в 6.50 спустились на воду.

Лопастной залив представлял для нас действительно «большую воду», но идти по нему не составляло большого труда, за исключением того, что первый час мы приноравливались друг к другу, часто вихляли и страдали от неслаженности наших неумелых действий.

Многочисленные маленькие островки и огромные камни, торчащие из воды, значительно оживляли однообразную широкую воду. На левом берегу по ходу движения от деревни Кротово встречались приемлемые места для стоянок, к одному из которых мы вскоре причалили чтобы размять ноги.

Выход в Лопастной залив

Берега Лопастного залива

Островки на большой воде

Остановка у прибрежной берёзки

Конец Лопастного залива

Беличья протока

После того, как мы прошли место впадения Лопастного залива в огромное озеро Вуокса, вода стала значительно спокойнее, а берега ближе и живописнее.

Здесь на тёплых камнях маленьких островков гнездились многочисленные чайки. Удивительно, никогда не думал, что они высиживают яйца вот так, прямо на камнях! Мы подплыли к одной из них на расстояние в пару метров, но чайка даже не шелохнулась, сохраняя спокойствие, она продолжила сидеть на своих яйцах.

Вход в устье Беличей протоки

Чайка на гнезде

Часовой на страже

Возле моста у села Беличье

Мы остановились попить воды и размять ноги у моста возле села Беличье. Здесь можно было развернуться и идти обратно к базе, так как наша разведка уже состоялась и мы находились в Беличей протоке, вернее в её устье. Но этого было мало. Мне хотелось пройти в протоку, как можно глубже. Я рассчитал контрольное время для начала возврата и решил идти дальше, пока есть время и погода.

В нескольких сотнях метров от моста мы вышли в широченный разлив, не уступающий по ширине некоторым частям Лопастного залива. Держась левого берега по ходу движения, мы немного отклонились от курса и нам пришлось грести лишнего, развернув судно почти на 90 градусов. Но эта ошибка привела нас к удивительному месту.

Разлив Беличей протоки

Мы упёрлись в огромные поля озёрного камыша, который не стали обходить, а пошли прямо через него. Миллионы тонких прутиков создавали удивительную картину. Всё пространство вокруг было зелёным и в тот же момент имело просветы, сквозь которые была видна вода. К сожалению фотография не передаёт того ощущения «нереальности», которое мы испытали в этом месте.

Когда мы шли на тихом ходу через эти поля, камыш тёрся своими жёсткими стеблями о мелко рифлёные борта и создавалось впечатление, что вокруг стонут тысячи человеческих голосов. Этот звук был довольно жутким, но завораживающим.

Камышовые заводи Беличей протоки

Бескрайние поля камыша

Сужение устья протоки

Река становилась всё уже и уже. Я взглянул на часы и решил, что пора разворачиваться, ведь ещё предстояло пройти всё это расстояние в обратном направлении. Мы высадились на берег, размялись, сделали пару кадров и выдвинулись назад к базе. Радостный матрос, довольный своим первым водным достижением, ещё не знал, что вскоре предстоит пережить нам и нашей байдарке.

Конец нашего маршрут

Довольный матрос

Детали и выводы

На обратном пути, когда мы прошли километр Лопастного залива начал дуть сильный юго-восточный ветер, которому было предостаточно места, где можно разогнаться, как раз по ходу озера. До базы нам оставалось ещё три километра, два из которых были настоящим испытанием наших физических возможностей и силы духа. Это было «боевое крещение» нашей байдарки и её команды. Фотографий с обратного пути к сожалению нет, да и честно признаться, нам было совсем не до них.

Ветер, по моим субъективным ощущениям, подтверждённым впоследствии таблицами о силе ветра и высоте волны, был от 6 до 10 м/с, а высота волн периодически достигала 0.6 м, она билась о нос байдарки и окатывала матроса «ободряющими» брызгами. Нос судна провисал почти на метр перед каждым таким ударом. Казалось, что байдарка не выдержит натиска воды, но полчаса нашей совместной борьбы показали, что её ходовые и прочностные качества достойны уважения.

Отдельного абзаца заслуживает матрос. Она не запаниковала, не расплакалась и не сдалась, бросив весло, чего я, если честно, немного опасался. Она работала не переставая до самого причала, даже когда казалось, что уже нет сил. Этот залив её личная победа!

Ещё одним интересным моментом, поразившим меня, был катер, который шёл поодаль на расстоянии сотни метров и будто сопровождал нас. Так ли это было на самом деле или человек в нём просто ловил рыбу, я не знаю, но было приятно представлять, что это страховка. Он ушёл вперёд, когда до базы оставалось чуть меньше километра. Спасибо за компанию, добрый рыбак!

Карта пройденного пути в Лопастном заливе Вуоксы

В целом, за исключением просчёта по времени наступления непогоды, да и как его предугадать, если с этим не справляются даже метеорологи, наш маршрут можно назвать удачным. Мы прошли 19.6 км, и эта «переменная» даёт мне теперь возможность для расчётов времени и скорости в дальнейших маршрутах. Средняя скорость по навигатору составляла 4 - 4.8 км/ч, что довольно не плохо для нетренированной команды. Это расстояние вместе с небольшими передышками на суше мы преодолели за 5 часов, при том, что почти час мы шли против сильного ветра и волн.

Могу признаться, что без навигатора ориентироваться в петляющих заводях, поросших высоким камышом и тростником, в районе Беличей протоки было бы не реально, по крайней мере мне. В таких местах нужно знать береговые ориентиры, что доступно только знающим местность рыбакам, либо иметь надёжный навигатор.