Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

ДАЛЁКИЕ ОСТРОВА ПАЛОСААРЕТ

Июль, 2020

Околдованные Ладогой

Не смотря на то, что в моём арсенале было подготовлено множество интересных водных походов по рекам и озёрам, мы вновь решили выйти в Ладогу. Она нас околдовала после первого невероятно эмоционального путешествия, когда мы ходили по её бескрайним водам на юг от острова Койонсаари к острову Есусаарет и к мысу Куркиниеми. В этот раз я решил отправиться от острова Койонсаари на северо-восток к далёким островам Палосаарет.

В первый день похода нам предстояло пройти 13 км мимо островов Койонсаари, Хауккасаари, Лауватсаари, Вехкамо, Ристисаари и, обойдя острова Палосаарет вокруг, остановиться на одном из них на ночёвку. Во второй день предстояло пройти ещё 10 км в обратном направлении, но с другой стороны острова Лауватсаари мимо островов Мялисаари, Сиикасаари и Мунккисаари.

Маршрут утверждён, вещи собраны, погода приемлемая — можно отправляться в путь!

В заливе за островом Койонсаари

Мы спустились на воду и вышли в залив у северной стороны острова Койонсаари, проплыли мимо нескольких непримечательных, на мой взгляд, стоянок, которые укрывались в густом лесу и вечной тени, а затем подошли к острову Хауккасаари с северо-востока. Его отвесные скальные берега впечатляли своим грандиозным видом, возвышаясь над нами словно крепостные стены древнего замка.

Скалы острова Хауккасаари

Обогнув Хауккасаари, мы увидели остров Лауватсаари и открытую Ладогу, воды которой были так же спокойны и приветливы, как в первую нашу встречу с ней.

Открытая Ладога и остров Лауватсаари

Белеет парус одинокий...

Сон Ладоги

Штиль

Пройдя 6 км, мы высадились на острове Лауватсаари, чтобы размять ноги и уже через десять минут снова гребли в направлении конечной цели, к островам Палосаарет.

Высадка на острове Лауватсаари

Почти час мы плыли вдоль берега этого длинного острова, протяжённостью 5 км, а многочисленных стоянок на его скалах, как было в начале острова, становилось всё меньше. И вскоре они исчезли совсем. Казалось, что мы здесь одни, лишь всплески воды от вёсел и крики птиц с редких птичьих базаров нарушали безмятежную тишину Ладоги.

Бараньи лбы острова Лауватсаари

Пустынные берега южного острова Палосаарет

Вскоре мы проплыли мимо островов Вехкамо и Ристисаари и увидели цель нашего путешествия. Это был один из четырёх островов Палосаарет.

Его необычный вид привлёк наше внимание и мы решили высадиться на нём. Этот остров отличался от других тем, что был почти голым, оправдывая финское название «палосаарет» — «горелые острова».

Высадка на южном острове Палосаарет

Пустынный берег этого острова и тишина вокруг действовали немного угнетающе, но в то же время суровая красота голых скал, редкая растительность и вода уходящая за горизонт оставляли неизгладимое впечатление.

Гранитные бастионы

Скальные узоры ладожских островов

Цветы в скальных трещинах

Суровая красота Ладожских шхер

Мы поднялись по скалам выше и вылезли на плато, где карликовые деревца вокруг чуть оживили унылый пейзаж, но не они поразили меня. Передо мной стояли два огромных старых дерева прильнувших друг к другу, словно два человека. И в этот момент, как будто отмотали киноплёнку назад, мне представилась такая картина:

«Сквозь тонкую почву в скальной трещине пробились два прутика, они были в метре друг от друга и не замечали своего соседства. Прошли годы и тонкие прутики стали сильными деревьями, а их ветви теперь соприкасались при каждом порыве ветра. Часто на остров налетал такой сильный ветер, что деревьям с трудом удавалось удержаться на тонкой почве. Они прижимались друг к другу всё ближе и ближе в поисках опоры и вскоре сблизились так, что их корни слились и стали одним целым. Теперь ни ледяной осенний ветер, ни лютый зимний холод, ни иссушающий летний зной им был не страшен. Жили они так, поддерживая и оберегая друг друга, пока не умерли в один день, став памятником близких и крепких отношений».

Я ещё раз взглянул на удивительные деревья и с лёгкой ноткой грусти спустился к байдарке. Теперь нам предстояло проплыть вокруг остальных островов и найти место для лагеря.

Жили они счастливо и умерли в один день...

Мы обогнули южный остров, вышли к восточному, обошли его и зашли за северный. Острова менялись, оживлялись бурной растительностью и живностью: высокие берёзы и сосны, травянистые холмы и заводи, заботливые семейства уток и чаек.

В тихой бухте северного острова Палосаарет

В просвете между деревьев мы увидели оборудованную стоянку и подошли ближе посмотреть, не занята ли она. Было тихо и безлюдно. Я причалил к берегу и объявил, что дальше мы не пойдём по причине того, что через час или два это место точно будет занято.

Обустроенная стоянка

Стол, скамейки, место для большого костра, несколько площадок под палатки, уютная заводь, спуск для купания и много солнца. А главное — чистота, спасибо тем, кто убирает за собой и увозит с островов мусор. Красота и уют!

Мы разгрузили байдарку, вытащили её на берег, быстро поставили палатку и пошли прогуляться по острову.

Наш лагерь на северном острове Палосаарет

Его восточная сторона оказалась такой же пустынной и унылой, как то место на южном острове, где мы высаживались час назад. Дующие с огромных просторов Ладоги ветра не дают удержаться почве на голых скалах и от того растительность этих мест очень скудная и низкорослая. Такие места на ладожских островах напоминают мне о Хибинах, где царствуют мхи, лишайники и карликовые деревья.

Восточный берег северного острова Палосаарет

Цветок в скальной трещинке

Весёлое семейство колокольчиков

Дзен — состояние созерцания

После пешей прогулки по восточной части северного острова Палосаарет мы перекусили и решили продолжить прогулку, но уже в байдарке.

Заводи северного острова Палосаарет

Мы вышли из уютной тихой бухточки, где на воде была лишь лёгкая рябь, и выплыли к западной части нашего острова. Здесь вода была уже не такая спокойная, а гребешки волн достигали высоты 0.1 - 0.15 м.

Мелкие острова группы Палосаарет

Обход всей группы островов мы решили не делать и ограничились обходом только северного острова, на котором стояли лагерем.

Восточный остров Палосаарет

Когда мы вышли в открытую Ладогу у восточной части нашего острова, высота волн была уже 0.3 - 0.4 м. Это как раз та вода, когда можно прокатиться на гребнях с ветерком, не переживая за то, что байдарка перевернётся.

По волнам восточного ветра

Довольные и проголодавшиеся мы приплыли к лагерю, разожгли здоровенный «пионерский» костёр, приготовили на углях колбаски по-балкански и с аппетитом съели их с овощами под вино и пиво.

Пламя вечернего костра

Время ужина

Вскоре наступил закат и мы пошли на противоположную сторону острова, чтобы посидеть на скалах и послушать звуки прибоя, но волна уже стихла. Мы сделали несколько закатных снимков и отправились спать.

Палосаарет в красках заката

Спокойной ночи, Ладога!

Под крышей мягкого домика

Несколько раз за ночь я просыпался и прислушивался к звукам на противоположной стороне острова — не начался ли шторм, как в прошлый раз? Но всё было тихо. Мы встали в этом месте ещё потому, что пролив здесь прикрыт множеством островов и в случае волнения на открытой Ладоге, мы сможем выйти на воду не опасаясь больших волн.

Утро в тихой бухте

Но утром вода в нашей бухте была спокойна, лишь слабая рябь тревожила её поверхность. Мы позавтракали и пошли взглянуть на воду с другой стороны острова, но и там Ладога была спокойна.

Прогулка по острову Палосаарет

Скалы северного острова Палосаарет

Абстрактное полотно

След неведомого зверя

Ближе к обеду мы свернули лагерь, перекусили, загрузили байдарку и отправились в обратный путь, не забыв сделать памятное фото о нашем пребывании на этом острове.

Фото на память с острова Палосаарет

Дорога домой из любого путешествия вызывает у меня грусть, но без неё не бывает новых путешествий и потому, в приподнятом настроении мы устремились к завершению нашего приключения.

Островки вблизи Хонкасаари

Микро остров вблизи Мялисаари

Проплыв мимо мелких островков вблизи Хонкасаари, я направил байдарку к островам Мялисаари и Сиикасаари, после которых залив значительно сузился, а берега приобрели таёжный вид. «Эх! Такой вид не для меня, — подумал я, — Мне бы скалы и простор!» Захотелось развернуть судно назад, обойти Лауватсаари и пройтись по открытой Ладоге, по тому же пути, что мы прошли вчера, но удержался.

Этим путём, прикрытым большим островом, мимо нас прошло множество вёсельных лодок типа «Пелла» и тихоходных резиновых лодок с мотором, загруженных скарбом выше бортов, по всей видимости, направляющихся на ближайшие острова как минимум на неделю.

Узкий пролив за островом Лауватсаари

Катера в бухте Терву

Вскоре мы вышли из залива за островом Лауватсаари и оказались в бухте Терву. Возле пляжа Лиетсалахти напротив острова Хауккасаари мы увидели винегрет из всех видов плавсредств. Тут были вёсельные и резиновые лодки, катера с моторами разной мощности, надувные матрасы и плавательные круги. Мы остановились неподалёку от пляжа размять ноги и перекусить, но терпеть гомон людей, шум моторов и запах топлива долго мы не смогли, сели в байдарку и на полном ходу дошли до места старта.

Пляж в бухте Лиетсалахти

Финиш у базы отдыха «Вятиккя»

Наше второе путешествие по Ладоге благополучно завершилось. Что мы чувствовали в этот момент? Приятную усталость и то, что снова хотим выйти в Ладогу, уплыть к далёким шхерам, чтобы остаться наедине с дикой, но прекрасной природой!

Мы вновь были околдованы Ладогой...