Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

И МУРОЛАХТИ

Июнь, 2020

Многоликая Ладога

О походе по Ладоге я задумался задолго до покупки байдарки, а когда она появилась, я всячески удерживал себя от желания выйти в её бескрайние воды, решив, что сначала нашей маленькой команде нужно получить элементарные навыки гребли и приобрести слаженность и уверенность на водах поменьше.

К этому моменту мы уже без труда собирали и разбирали наше судно, вполне сносно и слаженно гребли на спокойной воде, однажды выдержали испытание духа на высоких волнах, сплавились по реке с несложными порожками и шиверами и сходили в двухдневный поход по достаточно большому озеру Вуокса. Пришло время Ладоги!

Поджидая благоприятного прогноза погоды, я планировал варианты походов по Национальному парку «Ладожские шхеры», выбрав отправной точкой уже знакомые мне деревню Вятиккя и остров Койонсаари, где я бывал уже не раз и гулял по скалам, тоскуя по горам.

Изучая береговую линию южнее Койонсаари, изрезанную вдоль и поперёк скальными грядами, я наткнулся на остров Есусаарет. Ранее этот остров неоднократно попадался мне на глаза в виде завораживающих фотографий руин старой деревни и многочисленных шхер, снятых с маяка на полуострове Куркиниеми, что находится неподалёку от него, а ещё между двумя этими объектами расположился залив Муролахти, в народе именуемый Кочергой.

Итак, цели определены, расстояние и тайминг похода рассчитаны, можно собираться в путь к новым неизведанным местам родной северной природы...

Выход в Ладогу от мостика острова Койонсаари

На эти два дня похода метеорологи предвещали ясную погоду с небольшой облачностью и ветром от 3 до 6 м/с. Мы уже испытали на себе ветер до 10 м/с и волны высотой до 60 см, что было весьма волнительно, а если сказать честно — это был ужас! В тот день, когда наша команда столкнулась с этим, прогноз по ветру был точно такой же, и теперь, выходя в Ладогу с такими же данными, я сильно волновался.

Островки и заводи вблизи Койонсаари

Мы вышли из тихой заводи в залив за островом Койонсаари. Вода была спокойной и я думал: «Ну вот, сейчас выплывем в открытую Ладогу, там-то всё и начнётся!»

Ладожские шхеры

Скупой северный пейзаж

Причудливые скалы Ладоги

Но когда мы оказались в бескрайних водах Ладоги, нашему изумлению не было предела — был полный штиль! А через час вода начала парить, и лёгкая дымка полностью скрыла линию горизонта. Было ощущение, будто вода слилась с небом.

Вылазка к микро-острову

Ладожский Робинзон

Парящие в небе

Пройдя мимо многочисленных птичьих базаров, возле которых нас атаковали огромные чайки, защищая своих уже подросших птенцов, и, преодолев 9 км, мы доплыли до острова Есусаарет.

У берегов острова Есусаарет

Часовня на острове Есусаарет

Этот остров известен тем, что в 2014 году на нём снимали кинокартину «Запрет» режиссёра Алексея Козлова. После съёмок декорации к фильму решили не разбирать, и теперь своим ветхим видом они ещё больше подчёркивают и без того суровую красоту ладожского острова.

Время беспощадно ко всему. Часовня, которая стоит открытая северным ветрам, практически разрушилась и вскоре от неё останется лишь груда сгнивших досок.

Беспощадное время

Домик на острове

Декорации к фильму «Запрет»

Прогулявшись по острову, мы устремили свои взгляды к следующей цели нашего похода — мыс Куркиниеми, на котором находится белый маяк.

Вид с острова Есусаарет на мыс Куркиниеми

Но прежде нам предстояло пройти по узкому проливу в трещине острова Есусаарет, которая разделяет его на две неравные части. Когда-то над этим проливом был мостик, так же служивший декорацией к фильму, но теперь его нет, стёрт временем.

Проход через узкий пролив

Этот пролив негласно называют «Посвящение в байдарочники», так как пройти там может только узкое судно, а добраться до него можно лишь по открытым водам Ладоги.

Мы проплыли через него один раз и решили повторить это событие ещё раз, чтобы запечатлеть это место и действие на видео.

Птенцы морских чаек

Маяк на мысу Куркиниеми

Ладога была благосклонна и ласкова. В приподнятом настроении не торопясь мы доплыли по её гладким водам до мыса и высадились на пологие скальные выходы.

Хатанга-3 Тревел в Ладожских шхерах

Матрос осматривает окрестные красоты

С маяка, если смотреть в сторону острова Есусаарет, открывается самый потрясающий вид на шхеры, который я когда-либо видел. Смотреть вдаль, если позволяет погода, можно бесконечно.

Вид с маяка в сторону острова Есусаарет

Триангуляционная метка под маяком

Тут, вдруг, у меня мелькнула мысль: «Может сплавать в залив Муролахти? Погода-то позволяет...» Мы сделали несколько фотографий природных достопримечательностей в окрестностях маяка и устремились к новой цели — в залив Муролахти, именуемый в народе Кочерга за свою похожую на неё форму.

Иллюзии внутренних озёр

То же самое озеро

Но из-за ошибки капитана в навигации, мы вышли в другой залив — Лайккаланлахти в тот, что между мысом Куркиниеми и островом Хепосаари и прошли более 2 км против ладожского течения. Оказывается, в озёрах они есть и местами достаточно сильные. Из-за этой оплошности мы потеряли почти час драгоценного времени.

Вход в залив Муролахти

Мы вернулись и вошли в правильный залив, но не успев продвинуться вглубь и на километр, вокруг нас началось что-то невыносимое — проснулись «моторочники», и те, которые спали в заливе, и те, что решили посетить эту ладожскую достопримечательность из окрестных баз отдыха. Они сновали туда-сюда с периодичностью в пять минут и, проходя рядом с нашей байдаркой, ничуть не сбавляли скорости.

До этого мне было трудно представить, что такое находиться в узком заливе, в котором мимо вёсельного судна проносится катер с мотором 50 л.с. и более. Честно признаюсь, мне хотелось утопить каждого такого судоводителя, но с лёгкостью сделать это могли только они с нами. Из десяти прошедших мимо лодок сбавили скорость только две.

Агрессивные катера и их хозяева

Следующим сюрпризом были бесконечные стоянки, оба берега залива были густо заселёны. Встречались лагеря, в которых стояло по двадцать и более человек в одном месте. До этого момента я мог с уверенностью сказать, что остров Койонсаари и озеро Вуокса с её островами — самые заселённые во время «уик-эндов». Но нет!

Густо населённые берега Муролахти

Бесчисленные стоянки в Кочерге

Мы прошли более половины залива и вдруг моё терпение кончилось. Я категорично заявил матросу, что мы уходим отсюда. На что в ответ услышал: «А может, мы перекусим?»

Возражать на это было глупо — голодный матрос на судне способен на бунт, а жена-матрос способна на большее! Мы быстро съели банку фасоли в томате, напились воды и направились прочь из этого места, кишащего моторными монстрами и людьми.

В это время солнце скрылось за облаками, на воде появилась заметная рябь, а на небе появился широкий шлейф из густых, налитых дождём, туч.

Выход из Муролахти и погодный фронт

В этот день я планировал дойти до острова Есусарет, до мыса Куркиниеми и уйти назад, как можно дальше, чтобы встать лагерем на островах неподалёку от острова Койонсаари. Идти в Муролахти было спонтанным решением, навеянным отличной погодой и тихой водой. Теперь я горько сожалел о том, что изменил свои планы. А сейчас для меня главной задачей было не попасть в шквал и не перевернуться.

Бегство от непогоды

Воздух вокруг был раскалённым, даже от поверхности воды исходило тепло, но временами налетал ледяной ветер с крупными каплями дождя. Такие порывы работали, как «волшебный пинок». Мы мгновенно включали максимальную скорость и неслись прочь от дождевого фронта.

Надвигающийся ливень

И вскоре нам это удалось. Тучи остались позади, благо ветер способствовал этому, он дул нам навстречу и уводил фронт далеко назад, а мы, расслабившись после активной работы, решили не спешить и выбрать для стоянки хорошее уютное место, где не будет моторных лодок и толп людей.

Успели! Тишь да гладь!

Мы доплыли до островов Катаясаари и, осмотрели в их округе пару-тройку мест подходящих под стоянку. Затем вернулись к мысу Раханиеми и обследовали бухту Такалахти, где и остановились на ночёвку. Это было прекрасное место, как мне казалось тогда, прикрытое от всех стихий.

Уютная бухта для лагеря

Я отпустил матроса в увольнение отдохнуть и позагорать, а сам установил палатку, вытащил подальше на берег байдарку и просушил её, натаскал дров и навёл порядок вокруг места для костра.

Теперь можно было прогуляться по берегу и полюбоваться имеющимися в нашем распоряжении красотами Западного Приладожья.

Лагерь в бухте Такалахти

Величественная сосна на скалах

А так была снята эта сосна

Долговязая сосёнка

Очередные иллюзии

Озерцо в скалах

Встреча с русалкой

Русалка в лучах северного солнца

Вскоре ближайшие окрестности были осмотрены, пришла пора подумать об ужине. Я разжёг из заранее натасканного сухостоя большой костёр и стал ждать, смотря вдаль, когда дрова прогорят и станут жаркими углями.

Вечерний костёр

Скоро ужин!

Вскоре ужин был готов и мы, смотря на окрашенную заходящим солнцем бухту, наслаждались мясом, овощами, вином и пивом.

Золотой час в бухте

Сосны в лучах заката

Последние лучи в бухте Такалахти

Узоры вечернего неба

Мы проводили на покой тёплое солнце, допили немногочисленные запасы слабого алкоголя, прогулялись по вечернему берегу, любуясь гладью ладожской воды, и отправились спать.

Вечерний штиль

В промежутке от трёх до четырёх часов утра я проснулся от грохота. Мне показалось, что мимо нас проходит тяжеленный нескончаемый железнодорожный состав. «Откуда он тут?!» — подумал я и вскочил, потом выполз из палатки и взглянул на бухту. Это был не поезд!

Вода в заливе Такалахти, которая вечером была практически гладкая, теперь просто кипела! Некоторые волны достигали метровой высоты. Белыми вспененными бурунами они неистово набрасывались на прибрежные скалы и разбивались на тысячи капель.

Жена тоже проснулась и вышла посмотреть на происходящее вокруг. Она стояла как заворожённая и смотрела на бьющиеся о камни волны, потом сходила за фотоаппаратом и почти час снимала неведомое нам до этого новое лицо многоликой Ладоги.

Утро. Кипящая вода в бухте

Грозные волны Ладоги

Пенные волны прибоя

Стало ясно, что ранний выход с прогулкой по окрестным островам отменяется и теперь можно спать хоть до обеда, если получится не обращать внимания на неистовство воды и ветра за пределами палатки.

Под шум гремящей Ладоги мы провалялись до десяти утра. Встали, позавтракали, прогулялись по полуострову и уселись на сделанные вечером из камней скамейки для созерцания.

Когда солнце взошло и стало пригревать, жена нашла безветренное местечко на скалах и устроилась загорать. Я же достал взятый из дома варган и стал наигрывать на нём мелодии навеянные шумом ладожского прибоя.

Варган Глазырина «Машак»

К двенадцати часам дня высота волн немного спала, но всё ещё не позволяла нам выйти из нашей бухты. Сначала мы решили, что будем ждать до вечера, пока Ладога не успокоится, но потом я пошёл побродить по полуострову и вышел на его другую сторону, где стояла группа байдарочников в более компактной закрытой бухточке. Вода там была абсолютно спокойна. Мы разговорились и они сказали, что по вчерашнему прогнозу сейчас дует ветер около 15 м/с. Они так же сказали, что подумывают выйти в сторону Койонсаари через свою бухточку. Эта идея понравилась мне, но я не знал, что будет там, дальше, где вода выходит из-под прикрытия островами.

Мы пообедали, позагорали и решили стартовать. Я быстро свернул лагерь и отправился на разведку предстоящего пути обноса. По полученным разведданным я предположил, что байдарку можно перенести без груза короткими перебежками минут за 15-20, ещё за 10 перетащить багаж, потом 5 минут на погрузку, минуту на моральный настрой и в путь. Примерно так и получилось, проблем с обносом не было, и вскоре мы спустились на воду.

Ни волн, ни шума прибоя, ни ветра, словно и нет той разгневанной Ладоги, что бушует с другой стороны полуострова, но впереди нас ждёт неизвестное. Вот уже показались подводные банки, об которые разбиваются большие белые волны. Немного страшно! Но мы попробуем прорваться...

И вот он, самый волнительный момент нашего плавания — метровые волны, на которых поднимает байдарку так, что в животе что-то съёживается. В эти моменты, как мне казалось, нужно было не допустить того, чтобы волна зашла сбоку и не перевернула нас. Гребёшь как заведённый, стараясь удержать судно носом по ходу волны. Теперь бояться некогда, нужно работать, чтобы поскорее убраться отсюда.

Минут десять продолжался этот «аттракцион», пока мы не зашли за группу островов и не повернули к материку, держась ближе к нему. Но за этот короткий промежуток времени мы в очередной раз убедились, что наша байдарка — это не надувной матрас, а судно, на котором можно ходить по большой воде!