Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

Переход через Альпы из Германии в Австрию | Виртуальный тур 360°

Август, 2017

ИДЕЯ ПОХОДА:

Изначально планировалось восхождение на вершину Германии — Цугшпице, но после ее изучения, решено было отказаться от этой цели, так как совсем не хотелось сталкиваться в горах с толпой людей, приехавших на вершину на канатке или (внимание!) на поезде. Так основной идеей похода стал переход из Германии в Австрию, из Баварии в Тироль через массив Веттерштайн с легкой однослойной палаткой и cо своим провиантом, хижины по пути следования закладывались, как опорные точки и подстраховка от проливных дождей.

ЗАПЛАНИРОВАННАЯ НИТКА:

пос. Гармиш-Партенкирхен — ущ. Партнах — хиж. Бок — хиж. Реинталангер — хиж. Кнорр — пер. Гаттерл — пер. Фельдернйохль — пер. Кальтвассерсаттель — хиж. Штейнернес — хиж. Ротмосальм — пер. Шарницйохль — ущ. Пуитбах — пос. Гассе — ущ. Саттельтал — ущ. Саттелькламм — пос. Шарниц
Переход через Альпы. Запланированная нитка маршрута

ПРОЙДЕННАЯ НИТКА:

пос. Гармиш-Партенкирхен — г. Ванк (радиально) — ущ. Партнах — хиж. Бок — хиж. Реинталангер — хиж. Кнорр — пер. Гаттерл — пер. Фельдернйохль — пер. Кальтвассерсаттель — хиж. Штейнернес — руч. Лайтенбах — ущ. Лойташер Ахе — пос. Гассе
Переход через Альпы. Пройденная нитка маршрута

Общий вертикальный набор: 2810м
Общий вертикальный спуск: 3360м

1-Й ДЕНЬ (07.08.2017)

В 5:35 мы вылетели из Санкт-Петербурга в Мюнхен. Задерживаться на осмотр достопримечательностей города не стали и сразу же выехали на автобусе в Гармиш-Партенкирхен. Разместились в отеле и отправились знакомиться с округом принимавшим IV зимние Олимпийские игры в 1936 году.

Гармиш-Партенкирхен — удивительный, уютный городок окруженный горами, он будто сошел со страниц сказочной книги. До сих пор, я не видел более красивого и по домашнему теплого пригорного поселения.

Приезд был отмечен поеданием баварских колбасок, квашенной капусты, картофеля, штруделей, ну и конечно же дегустацией множества сортов баварского пива.

утро: ясно | день: ясно | вечер: ясно

2-Й ДЕНЬ (08.08.2017)

Переход через Альпы. Первая фаза пройденного маршрута
Предстоящие неблагоприятные прогнозы погоды заставили нас воспользоваться солнечным окном и сделать вылазку на гору Ванк (1780м). Туда мы поднялись на канатке, обратно, в качестве разминки, спустились пешком. Ванк — отличное место чтобы увидеть с высоты город и взглянуть на северную часть массива Веттерштайн. Открывающиеся виды визитных карточек города — Альпшпице и Цугшпице, поражают своим масштабом и близостью к цивилизации.

Должно быть удобно жить в этом городке и делать радиальные выходы в долины, в каньоны, а также восходить на огромное количество близлежащих вершин, как простых пешеходных, так и более сложных виа-ферратных. Вершина Альпшпице пленила меня, если будет возможность приехать сюда еще раз, я обязательно взойду на нее.

Остаток нашего дня был посвящен прогулкам по городу и подготовке: закупка газа, воды, перепаковка рюкзаков, а так же, когда вечером началась гроза, еще и разработке нескольких альтернативных вариантов похода.

утро: ясно | день: облачно | вечер: гроза
ходовое время: 1:50
пройдено: 7.1км

3-Й ДЕНЬ (09.08.2017)

Переход через Альпы. Вторая фаза пройденного маршрута
За завтраком мы приняли окончательное решение идти по намеченному маршруту и корректировать его в соответствии с погодными условиями и самочуствием членов группы, легкий утренний дождь не ослабил нашего боевого настроя. Днем распогодилось, но низкие облака не давали возможности вдохновиться видами остроконечных пиков вокруг нас, облачность висела на уровне 1800м.

После прибытия в хижину Реинталангер в 15:20, где мы должны были ночевать, было решено продолжить путь дальше, до хижины Кнорр. Аргументы, обращенные мной к спутнице, о том, что дальше начнется скальная тропа с сильным набором высоты, не произвели должного впечатления и мы выдвинулись на следующий этап нашего пути. Мои предположения о сложности данного участка, для уже уставшего участника, оправдались. Отрезок от долины до приюта мы преодолевали медленно и с большим количеством остановок. Когда же в пятидесяти метрах от нас показалось здание хижины, радости и гордости моей напарницы не было предела.

Навигатор показывал 23км пройденного расстояния с общим набором высоты в 1500м — для моей жены это был день открытия собственных сил и воли к победе. По прогнозу был обещан дождь и мы решили ночевать в приюте, так как наша палатка не была предназначена под проливные дожди.

утро: дождь | день: облачно | вечер: туман
ходовое время: 12:00
пройдено: 18.7км

4-Й ДЕНЬ (10.08.2017)

Переход через Альпы. Третья фаза пройденного маршрута
Плохой сон некоторых участников нашей немногочисленной группы, впервые в жизни ночевавших в казарменных условиях хижины с храпящими, всю ночь напролет, мужиками, не сказался на настроении положительно, однако завтрак, неспешно приготовленный на горелке, изменил положение дел в лучшую сторону.

Перед выходом из приюта я поинтересовался прогнозом погоды, он был неутешительный: в 14:00 — дождь, 16:00 — гроза. Вариантов наших дальнейших действий было три. Первый — двигаться по маршруту, а там как повезет. Второй — возвращаться в Гармиш-Партенкирхен по пути подъема и искать свободные номера в гостиницах, которые забиты под завязку как летом так и зимой. Ну и третий — взойти на Цугшпице и на канатке спуститься вниз на поиск спального места. На вершину идти было бессмысленно — плотная облачность. Возвращаться по долине обратно — ее уже видели. Оставив запись в журнале о своем дальнейшем передвижении, мы погрузились в туман, как норштейновские ежики, продолжив, тем самым, начатый маршрут.

Часть тропы до границы с Австрией, в целом, простая, но пара мест из скользкого плитняка заставили нас поволноваться. Переход границы через перевал Гаттерл я отметил взобравшись на скальный жандарм с железным крестом на макушке — пусть будет хотябы одна вершинка. Эх, какой же должно быть отсюда вид, но сейчас же вокруг бескрайнее «молоко». Дальше, чуть ниже границы, нам встретился виа-ферратный отрезок пути, который настолько озадачил мою спутницу, до сих пор ни разу не лазавшей выше стремянки, что мы даже повздорили, когда я объяснял, как правильно нужно спускаться.

Вышли на перевал Фельдернйохль, где у нас еще оставался шанс на смену маршрута, либо здесь и сейчас мы уходим в долину Эрвальд и прекращаем маршрут, либо продолжаем идти по намеченному пути, надеясь на улучшение погоды. Двинули дальше. Затяжные подъемы и спуски по травяным склонам в тумане не улучшали настроения моей напарнице, а отсутствие картинки, ради которой я хожу в горы, лишало мотиваций меня самого. И вот когда видовой поход превратился в обычный спорт, мы вышли на перевал Кальтвассерсаттель. Не знаю, то ли нервный свист сурков согнал облака с перевала, то ли просто сменился долинный ветер, но внизу мы увидели зелень, солнце и скалы. Быстро спустились до высоты 1920м и наконец-то, впервые за сегодняшний день, увидели что-то еще кроме тумана.

Отдых на зеленой, сухой траве залитой солнцем положительно сказался на нашем боевом духе и здесь, в хижине Штейнернес, возле которой мы должны были заночевать, нам бы и нужно было завершить этот ходовой день, но мы, поразмыслив о том, что возможно прогноз изменился или сместился, решили идти дальше до хижины Ротмосальм. Вернувшись на высоту 2000м, мы снова погрузились во влажную пелену тумана. Опять долгое и унылое шагание по склонам, оживляемое редкими молчаливыми компаниями коров, да сухими свистами невидимых в тумане сурков.

Километра через три, на седле между вершинами Хохваннер (2744м) и Предигдштейн (2234м) начался дождь, сначала слабый, не внушающий опасений, потом посильнее, а дальше пошел ливень. Кстати Хохваннер, вторая по высоте вершина в Германии и единственная увиденная мною во всей красе, она показалась на тридцать секунд, а затем погрузилась в дождь вместе с нами. Первое что приходит в голову в такой ситуации — спрятаться. Очень быстрыми шагоми мы стали спускаться к показавшемуся внизу маленькому домику у дороги, не то пастушьему, не то охотничьему, надежда была на то, что он открыт и там можно будет отсидеться. К домику мы подошли уже мокрые и измотанные, по склонам текла грязь и спускаться было крайне неприятно. Замок на двери полностью убил в нас всякую надежду на спасение от этого проклятого дождя, к тому же, спустившись на высоту 1900м, нам приоткрылась из облаков та самая хижина Ротмосальм, до которой мы не дошли каких-то два километра, но теперь, если идти к ней, предстоит заново набрать сброшенную высоту, порядка двухсот метров. Моя жена уже была не способна на это. Изможденная неприятным спуском, она стояла безучастно под коротеньким козырьком бесполезного домика, мне же нужно было что-то предпринять.

Укрыв от дождя рюкзаки, на одном из которых был защитный чехол, второй потеряли, я побежал к виднеющемуся близлежащему дому, по карте обозначенному, как нижняя хижина Ротмосальм. Все закрыто, никто не откликается, места спрятаться нет. Бегу к следующему дому, показавшемуся из-за деревьев, ставни открыты, ворота с грозной надписью «Verboten» не заперты. Захожу на территорию, что уже само по себе незаконно, стучу в двери, в окна, никто не отвечает. Обхожу дом и вижу укрытие, веранда длинной в три метра и шириной в метр. Бегу за женой, водружаю мокрый рюкзак, вдвоем несемся к спасительному дому.

Быстро переодеваемся в сухую одежду, кипятим на газу воду, пьем горячий чай. У моей спутницы тихий шок от происходящего, смешанного со страхом столкнуться с испуганными хозяевами дома. Я стараюсь держаться невозмутимо, прибираю разбросанные мокрые вещи, ставлю на веранде палатку, предлагаю залезть в спальники и лечь спать, чтобы не терять восстановленное тепло, ведь все равно сидеть и ждать хозяев неимеет особого смысла, когда придут, тогда и будем решать проблему, ну не звери же они, рассуждаю я, люди, надеюсь поймут. Примерно в семь вечера мы забрались в палатку и попытались уснуть. Часа два ворочались прислушиваясь к каждому шороху в шуме дождя, а потом началась гроза, которая продолжалась почти до черырех часов утра. Сон, соответственно, был беспокойным.

утро: туман | день: облачно | вечер: ливень, гроза
ходовое время: 10:00
пройдено: 8.7км

5-Й ДЕНЬ (11.08.2017)

Переход через Альпы. Четвертая фаза пройденного маршрута
Заведенный на пять утра будильник нам не понадобился. Быстро собрав все пожитки и даже не позавтракав, мы снялись со своего, вернее с чужого места и начали спуск по дороге ущелья Лойташер Ахе ведущей к поселку Гассе. Туда мы должны были выйти лишь на следующий день, но по ущелью Пуитбах. Опасаясь сильного дождя, шли быстро, благо под ногами была широкая грунтовая дорога, лишь в одном месте мы срезали по тропе, что бы сократить пару километров петли. Настроение было подавленным. Моя спутница жестко заявила, что никогда больше в подобные мероприятия не впишется и будет отдыхать теперь только на море.

В Гассе я обошел четыре гостевых дома, в которых мне отказали в номерах по причине отсутствия свободных. Мы направились в отель-хостел Weisses Rossl, где у нас были забронированы места только на следующий день. Свободного номера, как и предполагалось, не было, зато четыре спальных места в хостеле были свободны. Мы приняли душ, съели суп и завалились спать.

Проспали почти весь день, проснулись около 19:00, поели и пошли прогуляться по окрестностям. После полуторачасового знакомства с местностью мы вернулись в гостевой дом, поужинали пиццей в итальянском ресторане и снова завалились спать.

утро: дождь | день: облачно | вечер: облачно
ходовое время: 3:00
пройдено: 11.5км

6-Й ДЕНЬ (12.08.2017)

Отдохнув и выспавшись, придя в себя, как морально, так и физически, моя напарница заявила, о том что завтра может продолжить маршрут из Гассе в Шарниц по ущелью. Меня конечно обрадовал тот факт, что она не возненавидела горы и данный вид отдыха, но решение о полном прекращении маршрута я принял тогда, когда вчера утром мы изменили линию пути, да и облачность вокруг все так же на давала наслаждаться видами альпийских вершин.

Этим утром наша походная часть германско-австрийского путешествия была закончена, дальше предстояла культурная программа в цивилизованной части этих стран, в Инсбруке и Мюнхене, с посещением парков, музеев, уличных кафе и магазинов.

День был проведен в прогулках по коммуне Лойташ.

утро: облачно | день: облачно | вечер: облачно

7-Й ДЕНЬ (13.08.2017)

Вот так всегда и бывает, поход закончен — пришла погода. Прогулявшись по солнечной долине, мы отправились во вторую часть путешествия в поселок Шарниц. Кабриолет, на котором нас туда доставил хозяин хостела, общительный и отзывчивый итальянец, был просто подарком. Так, всего за 10 евро, у некоторых девушек неожиданно сбываются давние мечты. Далее размещение, прогулки по окрестностям, ресторан. Распитие шампанского под закат теплого вечера на верхней террассе отеля с видом на горы.

утро: ясно | день: ясно | вечер: ясно

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ВЫВОДЫ:

Баварская сторона массива Веттерштайн многолюдна и хорошо оснащена для любого вида активности, будь то велосипедные и пешие прогулки по хорошим горным дорожкам или сложные треккинговые тропы и скальные виа-ферраты. Все маршруты промаркированы и оборудованы большим количеством указателей с обозначением сложности и времени прохождения. Гармиш-Партенкирхен идеален в качестве отправной точки, либо основного места для радиальных выходов на горные объекты, разнообразие которых поражает своим количеством и качеством.

Тирольская часть пути была менее многолюдна. После перевала Гаттерл, все кто шел в Австрию, спускались в долину Эрвальд. По нашему маршруту, от границы до Гассе, мы встретили одного единственного путника, то ли погода напугала людей с австрийской стороны, то ли эта часть пути действительно малопроходима. Местами тропы, особенно на луговых местах, не такие явные, но все они так же промаркированы и оборудованы указателями, хотя в тумане часто не хватало количества маркеров.

Одной из организационных сложностей похода являлась логистика всего путешествия по двум странам, с жесткой привязкой к заранее забронированным отелям в Гармиш-Партенкирхене, Гассе, Шарнице, Инсбруке, Мюнхене, что полностью лишало нас возможности дополнить маршрут запасными днями. В итоге плохую погоду пришлось принимать в том виде в котором она присутствовала, а в Гассе, из-за схода с маршрута, мы были вынуждены искать свободные места в отелях, которых, как оказалось, не так много в любой сезон.

Главный вывод из похода — здесь, можно и нужно ходить налегке, для этого есть все условия, особенно если в группе имеются те, кто в горах находится впервые или пока не готов к длительным переходам с тяжелым рюкзаком, а уж если решились идти в автономку, то нужно быть готовым к погодным неприятностям — палатка нужна соответствующая. Поход же через приюты, которых здесь великое множество, выйдет по стоимости несколько дороже, но зато вы получите от него гораздо большее удовольствие, нежели от изнурительного передвижения по маршруту с тяжестями. Отпадает необходимость нести палатку, коврик, теплый спальник и даже провиант, позавтракать и поужинать можно практически в любой из ключевых хижин (заранее узнать про сервис!). На нашем маршруте мы были единственными, кто шел с подобным весом и большинство проходящих мимо смотрели на нас, как на инопланетян.

Из-за тактической ошибки руководителя, когда нужно было прекратить передвижение и встать лагерем возле хижины Штейнернес, вторая часть маршрута была сорвана. Мы попали под ливень и сильно вымокли, сохранив при этом сухие сменные вещи, что дало возможность избежать простуды.

Нарушение границ частной собственности может повлечь за собой неприятные инцеденты, как с хозяевами владений, так и с представителями власти. Нелегально ночуя на территории частного дома, в поставленной под деревянным навесом палатке, мы надеялись лишь на человеческое понимание со стороны владельцев дома.

Решение сойти с маршрута было принято по двум причинам: подрыва морального настроя группы и потери видовых мотиваций, все горы выше 1800м были скрыты плотными дождевыми облаками, что лишало всякой возможности для фотосъемки виртуального тура по намеченному маршруту, проходящему на высотах 1900-2200м.

В целом поход считаю удачным, главная цель, переход из Германии в Австрию через Альпы, выполнена, нами пройдена большая часть намеченного пути. Маршрут, хоть и досрочно, завершен безаварийно, а виртуальный тур, снятый в неприветливых Альпах получился на редкость атмосферным. И главное, каждый участник мероприятия получил массу различных эмоций, приобрел новый опыт и не потерял желания снова идти в горы.

Переход через Альпы из Баварии в Тироль | Виртуальный тур 360°

Переход через Альпы. Андрей и Наталья Сальниковы
Перейти на сайт «Горные путешествия»